Нефтегазовые доходы бюджета РФ в 2026 году будут закладываться исходя из цены $59/барр.
Москва. 9 сентября. – При формировании проекта федерального бюджета РФ на 2026 год, его нефтегазовых доходов, Минфин учитывает прогнозируемую среднюю цену на нефть марки Urals в $59 за баррель, сообщил министр финансов РФ Антон Силуанов в интервью Радио РБК.
“Мы, на самом деле, очень, мне кажется, взвешенно подошли к прогнозированию цен на энергоресурсы, в первую очередь на нефть. На следующий год нефть марки Urals, доходы в бюджете от нее заложены исходя из $59 долларов за баррель”, – отметил министр.
“Мы видим, что аналитики говорят о том, что на среднесрочной перспективе Brent будет стоить где-то $60-65 за баррель. Сегодня у нас существуют дисконты к марке Brent, поэтому мне кажется, что тот прогноз, который сделан в министерстве экономики по цене на нефть – достаточно взвешенный, $59, где-то $60 в последующие годы позволяет нам достаточно устойчиво чувствовать прогноз нефтегазовых доходов”, – сказал он.
Ранее, в рамках бюджета на 2025-2026 годы, цена нефти на следующий год учитывалась в размере $66 за баррель.
“Если такая цена – $60-65, если мы берем по Brent, сохранится на среднесрочной перспективе, то проекты нефтедобычи сланцевой будут уже менее рентабельны, кредитование таких проектов будет под вопросом. И мы видим, что бурение сланцевое начало потихонечку сокращаться”, – сказал также министр.
Комментируя подготовку проекта федерального бюджета на следующую трехлетку, Силуанов отметил, что Минфин всегда будет говорить о том, чтобы бюджет был составлен по принципам и правилам, которые прописаны законодательно, имея в виду следование бюджетным правилам. “Это дает устойчивость бюджетной конструкции, независимость бюджета от внешних факторов, будь то цены на энергоресурсы или санкции (…). Мы должны сделать такой бюджет, такую конструкцию железобетонную, чтобы минимизировать все те ограничения, которые пытаются вводить в отношении нашей страны”, – сказал он.
По словам Силуанова, оптимизация расходов при этом остается постоянным процессом, который “не всегда позитивно воспринимается нашими коллегами по правительству”. “Без оптимизации, без структурирования и приоритизации ежегодной, я думаю, что ничего бы у нас не получилось, потому что каждый год возникают новые задачи, каждый год возникают новые приоритеты, и каждый год мы пересматриваем все, что у нас есть в нашем распоряжении. Где-то приходится от чего-то отказываться, где-то приходится оптимизироваться – давайте часть своих бюджетов направляйте на новые задачи”, – пояснил он.
“Невозможно все время говорить, давайте увеличивать доходную базу, давайте увеличивать заимствования, надо всегда работать с тем объемом средств, которые есть в бюджете. Непросто это происходит, все говорят, что это сложно, но без этого нельзя”, – отметил министр.
При подготовке нового проекта бюджета, по словам Силуанова, объем заявок от отраслевых министерств составляет обычно три объема бюджета. “Минфин в дискуссиях с отраслевыми ведомствами находит наиболее взвешенные выверенные решения. (…) Найти самое зерно, которое должно остаться в финплане государства, это искусство”, – полагает он.
Ранее глава государства Владимир Путин заявил, что необходимо работать над доходной частью бюджета, но не за счет увеличения налогов, а за счет повышения эффективности производства. “Нужно повышать производительность труда, внедрять новейшие технологии, лучше организовывать производства. Здесь у нас есть, над чем работать, и резервов не счесть числа, то есть большие здесь возможности”, – пояснил он.
Отвечая на вопрос, учитывает ли Минфин возможное снятие каких-либо санкций в отношении РФ при подготовке бюджета, Силуанов отметил: “Мы формируем бюджет исходя из нынешних условий. Будет – не будет, что нам гадать, нам надо делать так, чтобы все бюджетные обязательства были выполнены в безусловном порядке. Будет лучше – хорошо, мы потратим дополнительные деньги на те задачи, которые будут стоять. А если нет? Поэтому бюджет всегда должен формироваться исходя из взвешенных, консервативных подходов. Поэтому нам в какой-то чрезмерный оптимизм закладываться нельзя”.
Текущим законом о бюджете доходы на 2026 год запланированы объеме 41 трлн 840,9 млрд руб. (18,1% ВВП), на 2027 год – 43 трлн 154,2 млрд руб. (17,4% ВВП), в том числе нефтегазовые – 10 трлн 564,3 млрд руб. (4,6% ВВП) и 9 трлн 766,1 млрд руб. (3,9% ВВП), ненефтегазовые – 31 трлн 276,6 млрд руб. (13,6% ВВП) и 33 трлн 388,1 млрд руб. (13,4% ВВП). Расходы в 2026 году запланированы в объеме 44 трлн 022,2 млрд руб. (19,1% ВВП), в 2027 году – 45 трлн 915,6 млрд руб. (18,5% ВВП). Дефицит в 2026 году ожидается 2 трлн 181,2 млрд руб. (0,9% ВВП), в 2027 году – 2 трлн 761,4 млрд руб. (1,1% ВВП).