Не бетон, а люди: самый дефицитный ресурс на стройке
Артур Новосильцев/ АГН «Москва»
Пётр МАКСАКОВ, главный инженер проекта АО «Стройтрансгаз», председатель государственной приемной комиссии СПбГАСУ, кафедра геотехники:
Есть профессии, сразу вызывающие уважение: врач, учитель, военнослужащий. А вот к строителю в нашей стране, увы, это уважение будто бы нужно возрождать с нуля. Хотя, по сути, это первая профессия, появившаяся в истории человечества. Все начинается с того, что кто-то где-то закладывает фундамент.
Образование и опыт подсказывают нам, что рассматривать проблему только с одной стороны неконструктивно. Работая главным инженером несколько десятков лет, ты обязан принимать решения, реализуемые на уникальных объектах и стройках федерального масштаба. Как председатель государственной приемной комиссии, принимающей будущих инженеров строительного вуза, чувствуешь ответственность за свои попытки передать опыт тем, кто придет нам на смену. Поэтому оцениваю проблему не только с одной стороны: она гораздо масштабнее и глубже, чем просто нехватка рук на строительной площадке.
Когда говорят о дефиците кадров, почему-то часто упускают из виду простую истину: рабочая профессия — это путь, который требует мужества. В прямом смысле. Строитель — это не только тот, кто кладет кирпичи; это тот, кто берет на себя ответственность за безопасность, долговечность, за жизни людей, которые будут пользоваться тем, что ты создал. Только вот уровень этой ответственности сегодня не соотносится с уровнем доходов. А значит, и с мотивацией оставаться в профессии.
Именно поэтому молодежь чаще выбирает офис и ноутбук вместо каски и рабочей обуви: условия проще, оплата выше, да и ответственности чаще всего намного меньше. Ну и, согласитесь, сегодня даже фраза «работаю в доставке» звучит в разы убедительнее, чем «иду на стройку». А ведь все должно быть наоборот: работа в строительстве — это не просто профессия, это миссия. Проезжая по городу с детьми, ты должен с гордостью показывать плоды в том числе и своего труда.
Причины сложившейся ситуации хорошо известны: развал системы среднего специального образования, закрытие ПТУ, уход сильных преподавателей из-за мизерных зарплат. В итоге на входе в учебное заведение — абитуриент с амбициями, на выходе — всего 30% выпускников, работающих по специальности, и хронический дефицит мастеров и специалистов, которых готовить долго и дорого.
Эта проблема чувствуется остро во всех российских регионах. Вот и во Владивостоке такая же ситуация. Наша компания «Стройтрансгаз» по поручению президента страны строит уникальный объект — музейный и театрально-образовательный комплекс на сопке Орлиное Гнездо. Масштабы огромны, сроки сжаты. А людей просто нет. Причина — демографический спад. После 1990-х население сократилось, в семьях мало детей, а в регионах Дальнего Востока и Крайнего Севера нехватка строителей усугубляется низкой плотностью населения. Поэтому, конечно, когда идет «большая стройка», нехватка кадров становится критичной.
В этом плане чаще всего вспоминают о мигрантах. Да, это одна из мер, но временная и уязвимая, поскольку и тут есть острая проблема текучки кадров: мигранты часто уходят на более высокие зарплаты — в такси или доставку: люди бросают налаженный быт в родной стране и едут зарабатывать деньги. К тому же высококвалифицированных специалистов среди мигрантов немного, их нужно обучать практическим навыкам безопасной работы с оборудованием и техникой. А ведь современное строительство — это не просто мастерок, дрель и отвес, это технологии информационного моделирования, прокладка инженерных сетей, монтаж сложных металлоконструкций. Это совсем другой уровень.
К сожалению, и роботизация в строительстве — тоже не панацея. Автоматизация внедряется медленно. Роботы пока могут выполнять только типовые операции, а на сложные процессы (например, монтаж) требуется человек. Даже 3D-печать зданий не исключает необходимости инженерного контроля.
А теперь главный вопрос: что делать? Ответ не очень обнадеживающий: быстро не получится, потому что эта проблема — системная. Надо поднимать зарплаты. Возвращать престиж профессии, восстанавливать профобразование. Давать выпускникам ощущение перспективы. И главное — прививать уважение к своему труду и гордость за результат. Без него никакие реформы не сработают.